Пропустить навигацию.

О молитве

Все, чего ни попросите в молитве с верою, получите. Мф.21,22

Молитва является еще более могучим средством, просветляющим и укрепляющим духовную сферу человека и тем способствующим спасению, или, иными словами, достижению вышеописанного христианского и общечеловеческого идеала.

Кто молится, тот знает, насколько трудно бывает молиться, и трудность эта не физическая, а чисто духовная. Всякий, кто сколько-нибудь анализировал самого себя, свою душу, не мог, конечно, не заметить, что человек составлен как бы из двух половин, из двух начал, которые находятся в постоянном антагонизме друг с другом. Наглядно изображено это апостолом Павлом в Послании к Римлянам: "Мы знаем, что закон духовен, а я плотян, продан греху. Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Итак я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое. Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти? (Рим.7,14,15,19,21-24). Эти два противоположные начала, составляющие естество человеческое,- духовное и греховное, доброе и злое,- нигде, кажется, не чувствуются, не сознаются с такой ясностью, как во время молитвы. Здесь человек, так сказать, видит воочию (выражаясь образно) и Бога, и диавола.

Попробуйте каждодневно молиться раза два в день хотя бы полчаса, и вы увидите, как часто у вас будет являться сильное нежелание исполнить ваше намерение. Но вот вы победили это нежелание, становитесь на молитву начинаете молится. Вдруг вы замечаете, что целая фраза, иногда целая половина молитвы проскользнули мимо сознания, которое в это время было занято совсем другими мыслями, ничего общего с молитвой не имеющими, вы ловите себя, стараетесь больше сосредоточить внимание и через несколько минут опять то же самое, и только под конец, после многих усилий удается (а иногда так и не удается) продолжать молитву с должным вниманием и сосредоточенностью. Вот эта-то борьба внутренняя и составляет вышеупомянутую трудность молитвы, но зато в ней заключается источник укрепления.

Отсюда следует вывод, что если кто хочет извлечь всю пользу из молитвы, то он должен молиться каждодневно, а не тогда только, как некоторые современные интеллигенты думают, когда является молитвенное настроение. Да не подумает кто-либо, что я свожу все значение молитвы к чисто внешнему влиянию. Нет, главное значение ее - духовное, о чем будет сказано ниже, но я только хочу заметить, что все средства , указанные Церковью для спасения человека, помимо духовного значения, имеют еще множество побочных, но весьма важных для человека благих воздействий на тело и дух. Кроме стимулирования воли, молитва оказывает громадное влияние на сознание, на мысль. Каждая молитва имеет известное содержание, содержание часто очень серьезное и глубокое. Особенно же обогатим мы себя духовно, если к молитве присоединим каждодневное чтение избранных мест из Евангелия и Апостола, хотя бы тех, которые читаются каждодневно при церковной службе. Содержание их обнимает собой самые глубокие философские вопросы, вопросы о человеке, о его существе, вопросы нравственности, вопросы жизненные и прочие важнейшие вопросы. Читая каждодневно молитвы, мы, прежде мыслившие только о земном, житейском, невольно начинаем думать о других, более возвышенных предметах: о Боге, о немощах человеческих, о превосходстве высших духовных качеств пред тем, чему поклоняется мир, и мало-помалу постигаем великие истины, познаем всю высоту христианского и общечеловеческого идеала.

Еще большее влияние молитва оказывает на чувства человека. Большинство молитв, так сказать, лирические произведения: они проникнуты сильным чувством - чувством благоговения перед всемогуществом, величием и милосердием Божиим, чувством умиления или же чувством сокрушения о немощности и греховности человека, чувством раскаяния. Эти-то чувства в силу какого-то психологического закона, невольно передаются молящимся, вызывая в них в большей или меньшей степени те же чувства, какие были в душе святого, сложившего молитву. А кто будет отрицать огромное значение чувств в природе человека? Почувствовать величие христианского идеала, почувствовать силу, могущество и благость Божию, прочувствовать свое человеческое ничтожество, свою немощность и окаянство - это гораздо большее имеет значение для духовного перерождения человека, чем самые напряженные и продолжительные размышления по данному вопросу. Тут одна минута истинного покаяния стоит целых десятилетий холодного размышления. Так именно и совершилась большая часть перерождения в людях; проповедь апостолов, да и любая другая проповедь, прежде всего создает известное чувствование, а потом уже пробуждает сознание и создает убеждение. Чувствование будит сознание и укрепляет веру (ведь и неверие-то наше основано главным образом на недомыслии).

Конечно, возможен и другой путь перерождения, где на первом плане стоит мысль, но первый путь встречается в жизни безусловно чаще и быстрее и вернее ведет к цели. В этом смысле особенно поучительны некоторые каноны, которые представляют из себя высокохудожественные, духовные, поэтические произведения, проникнутые сильным чувством. Только для понимания всей их глубины необходимо освоить славянский язык, на котором они написаны. Иначе вся красота их скрывается, подобно тому как, по недостаточности знакомства с древними языками, малопонятно для нас изящество древнеклассических произведений (Вергилия, Горация, Гомера), приводивших в восторг современников. Перевод - уже проза, подчас неуклюжая, которая не может вызвать чувства, вызываемого поэтическим оригиналом.

Еще большее значение в этом отношении имеет общественное моление в храме, которое по какому-то недоразумению отрицается Л.Толстым. Здесь Церковь на помощь немощному человеку призвала, так сказать, все, что только можно, все пять чувств. Своды храма как бы уединяют вас от всего земного, со всех сторон смотрят на вас лики святых, исполненные кротости, любви, духовного благородства, церковнослужители провозглашают и читают исполненные вдохновения, чувства и поэтических образов духовные стихи, хор в стройном пении возносит свои мольбы к Богу. В такой обстановке невольно забудешь на время все земное и отдашься высшим мыслям и чувствованиям - духовной радости, умиления, сокрушения. Как известно из истории Государства Российского, даже послы князя Владимира, грубые язычники, во время богослужения в константинопольском Софийском соборе прониклись таким чувством, что не знали, где находятся - на небе или на земле.

Но главное значение молитвы - чисто духовное. Во время молитвы и особенно в Таинствах Церковных на человека сходит БЛАГОДАТЬ БОЖИЯ особая сила, без которой даже самому сильному человеку невозможно спастись, именно приблизиться не на словах, а на деле к истинному христианскому идеалу, победить в себе страсти и похоти человеческие. Это та сила, которая и слабым натурам давала возможность достигать венца мучеников, отказываться от всего земного и становиться великими подвижниками. Святитель Иоанн Златоуст свидетельствовал, что "молитва есть царица добродетелей".

Велико действие поста и молитвы на все существо человека. Но и то, и другое является не целью, а средством к спасению, средством ослабить действие злого начала, находящегося в нас, указанным премудрым Богом и Святою Церковью немощному и окаянному человечеству.

Христос был лишен немощей духовных, для учеников достаточно было присутствие Его - Самого Бога - и потому они не соблюдали еврейских постов, но "отнимется у них Жених",- сказал Христос Господь, то есть будут предоставлены они самим себе со всеми немощами естества человеческого, и "они будут поститься". Кроме этих слов Спасителя, мы должны помнить, что перед вступлением на проповедь Иисус Христос выдержа 40-дневный пост, тем самым подав нам пример и указав на значение поста для просветления и укрепления духовных сил человека.

"Истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине",сказал Христос Господь в беседе с самарянкой. "Вот, видите ли,говорят современные духоборы,- как надо поклоняться Богу,- зачем нужны храмы, богослужения, внешняя молитва и прочее". Но не будем забывать, что Христос молился по целым ночам, а в саду Гефсиманском даже до кровавого пота. Каждую Пасху Господь посещал Иерусалимский храм, следовательно, не относился отрицательно к общественному богослужению. Апостолы после вознесения Иисуса Христа на небо постоянно собирались для молитвы в храме Иерусалимском в притворе Соломоновом. Слова, сказанные Христом самарянке, относятся к идеалу, к "истинным поклонникам", то есть прошедшим уже, так сказать, всю школу спасения и достигших совершенства духовного, какими, как мы знаем, были подвижники - пустынники, затворники, не посещавшие церковных богослужений, но и они продолжали приступать к Таинствам Исповеди и Святого Причащения. Нам же, немощным и окаянным, нужны храмы, нужна хорошая церковная служба, нужно благолепие, чтобы растрогать наше окаменелое сердце и заставить полюбить Бога не так, как мы Его любим, а действительно всем сердцем, всею душою, всею мыслию. Средствами этими ни апостолы, ни Сам Христос (по своему человечеству) не пренебрегали.

В чем же заключается цель истинного поста? Цель заключается в воздержании от порока и в преуспевании в добродетели, то есть в посте духовном. Этот пост требует больших сил; здесь приходится бороться уже не столько с похотями плоти, сколько со страстями - гордостью, завистью, злобой, стяжанием и другими. Кто не может воздержаться от известной пищи или заставить себя молиться, тому нечего мечтать победить эти страсти, он будет обманывать себя и других, но страсти порочные останутся при нем. Трудна борьба, зато здесь каждый успех, каждая, даже малая победа, составляет источник великого и истинного счастья! Труждающиеся и обремененные, разочарованные, малодушные и слабые, как близок от нас вожделенный покой души! Он в нас самих, только прикрыт покровом нашего маловерия и греховности. Обратимся ко Христу и научимся от Него относиться ко всем несчастьям этой временной жизни, ко всем страданиям так, как Он - с кротостью, смирением, упованием и покорностью воле Всемогущего Его Отца. Таким образом мы приобретаем покой душам нашим, мало того, поймем тогда, что все казавшееся нам игом и тяжелым бременем, есть в сущности источник великого блаженства и истинного счастья.

Плод такой жизни на земле - это любовь, радость, мир (Гал.5,22), как говорит апостол, а по воскресении - вечная жизнь, вечное блаженство.