Пропустить навигацию.

Христианство на Руси


На основании исторических данных русское православие начинается в Х веке, во времена Ольги. Далее приведены отрывки из «Повести временных лет, откуда пошла земля русская» — летописи начала XII века.

Летом 959 года отправилась Ольга в Греческую землю и пришла к Царьграду (Константинополю). И царствовал тогда цесарь Константин, сын Льва. Царь, увидев красоту Ольги и удивившись ее разуму, сказал ей: «Достойна ты царствовать с нами в столице нашей». Она же, поняв смысл сказанного, возразила царю: «Я — язычница. Если хочешь крестить меня, то крести меня сам, иначе — не крещусь». Царь и патриарх крестили ее.

После крещения призвал ее царь и сказал ей: «Хочу взять тебя в жены». Она же ответила: «Как же ты хочешь взять меня, если сам крестил и назвал дочерью. У христиан не разрешается это. Ты сам знаешь». И сказал царь: «Перехитрила ты меня, Ольга». И дал ей многочисленные дары, золото и серебро, и сосуды различные, и отпустил ее, назвав своей дочерью.

Она же, собравшись домой, пришла к патриарху и попросила у него благословения на возвращение, и сказала ему: «Люди мои — язычники, и сын мой тоже: да сохранит меня Бог от всякого зла». И сказал патриарх: «Чадо верное! В Христа ты крестилась, и в Христа облеклась, и Христос сохранит тебя, как сохранил Еноха в древнейшие времена, а затем Ноя в ковчеге, Авраама от Авимелеха, Лота от содомлян, Моисея от фараона, Давида от Саула, трех отроков от печи, Даниила от зверей, — так и тебя избавит от дьявола и от сетей его».

Патриарх благословил ее.

Ольга жила с сыном Святославом и хотела крестить его, но он пренебрег этим, но если кто собирался креститься, то не запрещал, но насмехался над ним.

Владимир, внук Ольги, видя неспособность языческих верований объединить разрозненные племена и княжества, решил принять одну из основных монотеистических религий.

В 986 году он имел встречу с болгарскими мусульманами. Они сказали ему: «Ты, князь, мудр и смышлен, а закона не знаешь. Уверуй в закон наш и поклонись Магомету». И спросил их Владимир: «Какова вера ваша?» Они ответили: «Веруем Богу, и учит нас Магомет так: совершать обрезание, не есть свинины, вина не пить, по смерти же, говорит, можно творить блуд с женами. Даст Магомет каждому по семидесяти прекрасных жен, и изберет из них одну красивейшую, и воплотит в ней красоту всех. Она и будет ему женой. И здесь, говорит, можно предаваться вволю всякому блуду. Если кто беден на этом свете, то и на том». Владимир слушал с радостью, ибо сам очень любил блуд. Но не нравилось ему обрезание, запрещение есть свинину. А о вине отверг напрочь: «Руси есть веселие пить, не может без того быть».

Потом пришли немцы из Рима и сказали: «Пришли мы, посланные папой». И сказали ему: «Так говорит тебе папа: «Земля твоя, как и наша, а вера не похожа на твою. Наша вера — свет. Кланяемся мы Богу, сотворившему небо и землю, звезды и месяц, и все, что дышит, а ваши боги — суть дерево». Владимир же спросил: «В чем заповедь ваша?» Немцы ответили: «Прощение по силе. Кто пьет или ест — это все во славу Божию, как сказал учитель наш Павел». Владимир сказал: «Идите обратно, отцы наши не приняли этого».

Пришли хазарские евреи. Владимир спросил их: «Каков ваш закон?» Они ответили: «Обрезаться, не есть свинины и зайчатины, хранить субботу». Владимир спросил: «А где земля ваша?» Ему ответили: «В Иерусалиме». Вновь он спросил: «Там ли она?» Евреи ответили: «Разгневался Бог на отцов наших и рассеял нас по разным странам, а землю нашу отдал христианам». Владимир возразил: «Как же вы иных учите, а сами отвергнуты Богом и рассеяны. Если бы Бог любил вас и закон ваш, то не были бы рассеяны по чужим землям».

От греков пришел к Владимиру философ, который беседовал с ним несколько дней, изложив суть Священного Писания. Философ греческий почти убедил Владимира, сказав: «Если хочешь быть с праведниками, то крестись». Владимир сказал: «Подожду немного», дал ему дары и отпустил с честию великою.

В 987 году созвал Владимир бояр и князей на совет о выборе веры. Решили послать в страны, из которых приходили к Владимиру миссионеры, группу верных людей, разузнать на месте о каждой вере.

Когда посольство вернулось, Владимир созвал бояр и обратился к послам: «Говорите». Те сказали: «Ходили к болгарам, смотрели, как они молятся в храме, то есть в мечети, стоят там без пояса, сделав поклон, сядет и оглядывается туда и сюда, как бешеный, и нет в них веселья, только печаль и смрад великий. Не добр закон их. И пришли мы к немцам, и видели в храмах их разные службы, а красоты никакой не видели. И пришли мы к грекам, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали — на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой и не знаем, как и рассказать об этом. Знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех странах. Не можем забыть красоты той, ибо каждый, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького. Так и мы не можем уже оставаться прежними». Бояре сказали на это: «Если бы иной был закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя Ольга, которая была мудрейшею из всех людей».

Прошло лето 988 года, и пошел Владимир с войском на Корсунь (Херсонес) и после долгой осады по предательству жителя города Анастаса взял город. Затем он послал письмо в Константинополь царям Василию и Константину: «Взял уже ваш славный город. Слышал же, что имеете сестру девицу. Если не отдадите ее за меня, то сделаю и вашему городу то же, что и этому». Цари ответили: «Не пристало христианам выдавать за язычников. Если крестишься, то и ее получишь, и царство небесное обретешь, и с нами единоверен будешь. Если же не сделаешь этого, то не отдадим сестру за тебя».

Услышав это, сказал Владимир посланникам царей: «Скажите царям вашим так: я крещусь, прежде испытал закон ваш и люба мне вера ваша и богослужение, о котором рассказали мне посланные нами мужи». Цари Византийские уговорили сестру свою Анну, и послали Владимиру, говоря: «Крестись, и тогда пошлем сестру свою тебе». Владимир ответил: «Придите с сестрой вашей и тогда крестите меня».

Византийцы отослали Анну. На прощание она сказала: «Как в полон иду. Лучше бы мне здесь умереть». Владимир заболел в то время глазами. Анна послала к нему людей, чтобы передали: «Если хочешь избавиться от болезни этой, то крестись поскорей: если же не крестишься, то не избавишься от недуга».

Владимир, услышав это, сказал: «Если вправду исполнится это, то поистине велик Бог христианский». И повелел крестить себя. Епископ Херсонеса крестил Владимира. И когда возложил руку на него, Владимир прозрел. Он прославил Бога: «Теперь узнал я истинного Бога!» Многие из дружины его, видя это, крестились. По крещении Владимира привели царицу на бракосочетание.

Возвратившись в Киев, Владимир приказал уничтожить идолов, затем послал по всему городу со словами: «Если не придет кто завтра на реку — будь то богатый или бедный; или нищий, или раб, — будет мне враг». На следующий день собралось на Днепре множество людей, вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь, некоторые держали младенцев, попы совершали молитвы, стоя на месте.

Люди, крестившись, разошлись по домам. Владимир сказал: «Христос Бог, сотворивший небо и землю. Взгляни на новых людей этих, и дай им. Господи, познать Тебя, Истинного Бога, как познали Тебя христианские страны… Утверди в них правильную и неуклонную веру и мне помоги. Господи». И приказал ставить церкви на месте бывших мест языческого поклонения.

Здесь были приведены слова из летописей, которые, конечно, приукрасили образ Владимира. История говорит о том, что он не окончательно изменил своему языческому прошлому, имел множество жен и наложниц, любил пиры, часто бывал очень жесток, необуздан. Но введение христианства имело огромное значение для Руси, многие, искренне приняв Христа, стремились к любви и грамоте.

История Русской Православной Церкви
История Русской Православной Церкви начинается в 988 году, когда киевский князь Владимир принял решение крестить Русь. Но и до этого на руси были христиане. Археологические раскопки свидетельствуют, что христиане были на Руси и до 988. Об этой части истории русской церкви практически ничего не известно. В каком качестве существовали русские христианские общины, кому они подчинялись - об этом также нет информации.

В 988 году, вместе с крещением Руси были образованы и первые епархии - в Киеве Киевская метрополия, главенствующая над всею Русской церковью, в 990 году - Ростовская епархия, в 992 - Новгородская. В период раскола государства на удельные княжества каждое из них стремилось иметь свою епархию, чтобы не зависеть от других не только политически, но и духовно. Однако общее количество епархий не было велико - оно не превышало двух десятков, и при начале реформы Никона их было 13 (14). Зависимость их от центральной митрополии часто была условна - так, Новгородский архиепископ, являвшийся одним из важнейших должностных лиц боярской республики, избирался фактически независимо от Киева.

Русская Православная Церковь была зависимой от Константинопольского патриарха, ее главы - митрополиты - назначались из столицы Империи. Часто это были греки, не слишком заинтересованные в развитии русской церкви.

Разделение церкви началось с завоеванием части русских земель Литовским княжеством, а затем Литовско-Польским королевством. Король Польский и князь Литовский был зантересован в образовании собственной, независимой от России православной митрополии. Уже в 1354 году Роман был хиротонирован митрополитом Волыно-Литовским, однако это не прижилось, и было повторено только один раз.

С усилением Москвы, когда она фактически стала центром единого Русского государства, появилась потребность и в митрополите, имеющем свой престол в Москве. Таким митрополитом стал Иона, избранный в 1433 году. Однако за его избранием не последовало рукоположение, и в Киеве пребывало еще два митрополита. И только после бегства Исидора Иону признали все. Он был хиротонирован митрополитом 15 декабря 1448 года, при этом не был назначен из Константинополя. Таким образом, Русская Церковь фактически приобрела самостоятельность - автокефалию. Позже авоткефалия была признана и Константинополем.

Однако католическая Речь Посполитая была заинтересована в подчинении православия папе Римскому. На Западе начались попытки превращения Русской Церкви в униатскую. Эти попытки были успешно завершены 25 декабря 1595 года подписанием Брестской унии, по которой церковные иерархи, сохранив православную обрядность, принимали главенство папы и догматы католической церкви. Унию приняли Киевский митрополит Михаил (Рагоза) и еще пять епархий - Луцкая, Хельмская, Брестско-Владимирская, Пинская, Полоцкая, затем Перемышльская, Смоленская (1626) и Львовская (1700). Паралельно с принятием унии иерархами и фактически уничтожением иерархии православной уния насильно насаждалась и в отдельных приходах. Однако далеко не все принялии унию, и православие некоторое время существовало в качестве нелегального сообщества отдельных приходов, никак не объединенных иерархически.

В 1622 году король Речи Посполитой, чтобы успокоить постоянные религиозные восстания и трения на Украине и Белорусии, решил возобновить Православную Киевскую митрополию. В 1622, впервые за 27 лет появился митрополит в Киеве, назначенный из Константинополя. По 1685 год Киевские митрополиты были экзархами Константинопольского престола. Однако униаты не прекратили своей деятельности и при двух последних митрополитах Православная Церковь была в огромном расстройстве от униатов. Наконец в 1685 году раскол в Русской церкви был преодолен - Киевская митрополия стала епархией РПЦ.

Тем временем в самой РПЦ произошли важные изменения. В 1589 Московская митрополия была преобразована в Патриархию. Патриарх стал крайне важной фигурой в русском обществе. В 1652 году патриархом стал Никон. Для укрепления позиций русского православия и поднятия его престижа он провел богослужебную реформу (исправление богослужебных книг и икон по византийским образцам, коррективы в обрядности, в частности, написание Иисус вместо Исус, введение трехперстного крестного знамения вместо двухперстного, замена земных поклонов поясными, изменение направления движения богослужения (посолоснь), допущение шестиконечного креста наряду с восьмиконечным, введение регулярной церковной проповеди). В результате реформы произошел раскол Церкви, часть населения и духовенства не захотела принимать изменения. Собор 1666-1667 г. предал анафеме всех противников реформы, окончательно закрепив раскол. Появившееся движение старообрядцев мгновенно распалось на множество течений, часто совсем не похожих друг на друга. Также у старообрядцев вызывал протест и способ проведения реформ - они были приняты не собором, а единолично патриархом.

Новый поворот в истории церкви произошел в 1721. Петр I, недовольный существованием мощного церковного деятеля, очень авторитетного в обществе - патриарха - уничтожил эту должность. Сперва, после смерти Адриана, в 1700 году не был избран новый патриарх, а был назначен местоблюститель, а в 1721 само патриаршество было официально отменено и для руководства церковью был образован коллегиальный орган - Синод, во главе с обер-прокурором, не принадлежавшим к церковной иерархии, который являлся обыкновенным царским чиновником.

Синодальное управление существовало до 1917 года, когда после Октябрьской революции на посместном соборе было восстановлено патриаршество. Патриархом был избран Тихон (Белавин). Он предал анафеме Советскую власть. Начались жестокие преследования Церкви, продолжавшиеся весь период существования Советской власти.

Одновременно новый раскол потряс церковь. Во-первых, от нее отделилась Украинская Автокефальная православная церковь, образовавшаяся на территории Украинской Республики. Однако вскоре она была уничтожена и осталась только в среде украинских эмигрантов.

Появилось и оппозиционное движение в церкви, названное обновленчеством. Начало движения относится к маю 1922 года, оно ратовало за сближение церкви с Советской властью. В период наивысшего подъема оно пользовалось поддержкой почти половины правящих архиереев (37 из 73, причем почти все православные архиереи находились в заключении). С самого начала оно было неоднородным и образованные обновленцами различные церкви так никогда и не объединились. В определенный момент обновленчеству удалось приблизить церковь к гибели - в некоторых губерниях не оставалось ни одного храма, ни одного священника, но вскоре они стали исчезать (когда власти они уже перестали быть полезными) и возвращаться в состав РПЦ. В 1946 году исчезли его последние очаги.

После смерти Тихона в 1924 и по 1943 год РПЦ снова не имела правящего патриарха. В 30-х годах от РПЦ, признавшей Советскую власть, отделились группы, секты и церкви, так и не признавшие новую власть, считающие ее "властью антихриста", а Церковь - "служанкой антихриста". В небольших количествах некоторые из этих групп существуют и поныне.

Мощный расцвет церкви, сопровождавший введение в СССР перестройки и гластности, был омрачен двумя событиями - в 1990 году была восстановлена Украинская Автокефальная Православная Церковь и таким образом был положен конец единства православия на Украине. В 1991 была образована автономная Украинская Православная Церковь, а в 1993 ее митрополит Филарет перешел к Автокефалистам. Однако это не смогло уничтожить РПЦ на Украине, и она по сей день является самой многочисленной конфесией стране. Второе - это отделение Эстонской епархии и ее присоединение к Константинопольскому патриархату.

Но, несмотря на отдельные эпизоды, возрождение Православия происходит сегодня очевидно для всех. По всей России и ближнему зарубежью растет количество храмов и приходов. Растет и общественное влияние церкви.