Пропустить навигацию.

Жизнь Иисуса Христа

Происхождение и значение имени
Иисус — это греческая форма, которое означает «Спасение».

Христос — эпитет, указывающий на характер миссии Иисуса.

Жизнеописание

Родословие
В Евангелиях от Матфея и от Луки указаны разные родословные Иисуса Христа. Из обеих родословных Иисуса Христа родословной Иосифа принято считать список, приводимый в Мф 1:1-16. Со времен Реформации широкое распространение получила точка зрения, согласно которой Лука прослеживает родословную Иисуса по материнской линии (Лук.3:23-38), через Марию. Также нужно отметить, что в ряде случаев иудейская традиция признавала большую значимость факта формального усыновления, чем факта физического отцовства и материнства. Этим значительная часть исследователей объясняет воспроизведение родословной Иисуса Христа в Евангелиях по линии Иосифа Обручника.

Рождение
Согласно христианству, появление Иисуса — исполнение давнего пророчества о Мессии — Сыне Божием; Иисус был непорочно рождён от Святого Духа девственницей Девой Марией, в городе Вифлеем (Мф.2:1), где ему пришли поклониться три волхва как будущему иудейскому царю. После рождения Иисус был увезён родителями в Египет (Мф.2:14). После смерти царя Ирода Иисус со своими родителями вернулся в Назарет.

Противники христианства предложили целый ряд альтернативных объяснений истории рождения Иисуса. В частности, ими оспаривается предсказание пророка Исайи, согласно которому Мессия (Христос) должен быть рождён девственницей (иудейские толкователи утверждают, что пророчество Исайи вообще не имеет отношения к будущему Мессии и говорит о событиях, современных моменту произнесения пророчества).

Версии, говорящие о рождении Иисуса от внебрачной связи, противоречат повествованию Нового Завета о ежегодном поклонении семьи Иисуса в Иерусалимском Храме, в том числе описанию двенадцатилетнего Иисуса «сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их» (Лк.2:46). Если бы в то время существовали версии о незаконном происхождении, ни сам Иисус, ни его родители не имели бы возможности ходить в Иерусалимский Храм для поклонения, так как это строго запрещал закон Моисея (Втор.23:2).

Христиане отвергают все перечисленные гипотезы, считая историческим фактом непорочное зачатие Христа (от Святого Духа ). По определению IV Вселенского Собора, во Христе Божество соединилось с полноценной человеческой природой «неслитно, нераздельно, неразлучно, неизменно», то есть, во Христе признаются две природы (божественная и человеческая), но одна Личность (Бог-Сын). Дата рождения Иисуса Христа определена весьма приблизительно. Самым ранним обычно называется 12 г до н. э. (год прохождения кометы Галлея, которая, по некоторым предположениям, могла быть т. н. Вифлеемской звездой), а самым поздним — 4 г до н. э. (год смерти Ирода Великого).

Церковь считает сверхъестественным не только зачатие Христа, но и само Его рождение, совершенно безболезненное, при котором не нарушилась девственность Девы Марии. В задостойнике воспевается: «Бог из боку твоею пройде» - как и сквозь двери затворенные. Это удачно изобразил Андрей Рублёв на иконе «Рождества», где Богородица смиренно отвела взгляд в сторону, склонив голову.

Практически сразу после своего рождения, Иисус был увезён в Египет Его матерью Марией и отчимом Иосифом. Там они провели очень мало времени (Евангелия свидетельствуют нам о том, что Иисус вернулся на свою родину ещё в младенческом возрасте.) (Мф.2:14-15)

Жизнь Иисуса до начала Его общественного служения
После смерти Ирода Иисус поселился в Назарете (Мф.2:23). О детстве и юности Иисуса евангелие сообщает очень мало. Известно, что Он был необычным ребёнком, но до 30-ти лет старался не открывать людям свои сверхъестественные способности. Он был в послушании Марии и Иосифа. Когда Ему было 12 лет, Его нашли поучающим мудрецов в храме.

Крещение
В 30-летнем возрасте (Лк.3:23) Иисус вышел на общественное служение, которое начал с принятия крещения от Иоанна Крестителя на реке Иордан, после чего удалился в пустыню на 40 дней, где претерпел искушения от сатаны.

Проповедь
Икона «Крещение Господне» с сюжетами искушений. Палех, XIX векПоселившись в Капернауме, он выступил с проповедью о покаянии перед лицом наступления Царства Божьего (Мф.4:13). Иисус начал учить, что Он – Сын Божий, и что Ему предстоит жестоко пострадать и умереть на кресте, и что Его тело – есть пища, необходимая всем для вечной жизни. Кроме того Он подтвердил и расширил закон Моисея: потребовал от всех, прежде всего, максимально, - всем существом своим, - любить Бога (в постоянном покаянии (Лк.15,1-32), (Лк.18,10-14)) ; затем любить ближних своих (всех людей) как самого себя (в делах милосердия (Мф.25,31-46); и, наконец, любить себя как творение Божие и Его образ (посредством частого причащения (Ин.6:48—58)). Дольше всего Христос со своей проповедью путешествовал по Галилее, но также проходил и по Самарии, Десятиградью, на другом берегу Иордана, в пределах Тира и Сидона. В евангелии от Иоанна указывается, что Иисус 4 раза был в Иерусалиме на ежегодном праздновании Пасхи, отсюда делается вывод, что общественное служение Христа продолжалось примерно три с половиной года. Иудеи многократно пытались убить Его (побить камнями, сбросить со скалы, зарезать), но Спаситель, чудесным образом оставался невредим, пока «не пришёл Его час» распятия на кресте, ради которого Он и воплотился. Он собрал вокруг себя группу из 12 ближайших учеников - апостолов для распространения христианской церкви по всему миру. Своё учение Иисус подкреплял различными чудесами и прославляется как пророк и целитель неизлечимых болезней, а также воскрешал мёртвых, укрощал бурю, превращал воду в вино, пятью хлебами насытил 5.000 человек и мн. др.

Страсти Христовы
События последних дней земной жизни Иисуса Христа, принесшие ему физические и духовные страдания относят к Страстям (страданиям) Христовым. Церковь вспоминает их в последние дни перед Пасхой, в Страстную седмицу.

Особое место среди Страстей Христовых занимают события, произошедшие после Тайной Вечери: арест, суд, бичевание и казнь. Распятие — кульминационный момент Страстей Христовых. Христиане верят, что многие из Страстей были предсказаны пророками Ветхого Завета и самим Иисусом Христом.

Суд
Понтий Пилат и пленённый Иисус перед толпой евреев. Картина Чизери АнтониоПо мнению некоторых исследователей - основная правовая норма иудейского законодательства, имеющая отношение к суду над Иисусом Христом — норма Втор. 18:20-22 (20): «но пророка, который дерзнет говорить Моим именем то, чего Я не повелел ему говорить, и который будет говорить именем богов иных, такого пророка предайте смерти». (21) «И если скажешь в сердце твоём: `как мы узнаем слово, которое не Господь говорил?».(22) «Если пророк скажет именем Господа, но слово то не сбудется и не исполнится, то не Господь говорил сие слово, но говорил сие пророк по дерзости своей, — не бойся его». Синедрион истолковал Иисуса как лжепророка, христиане же считают пророчества доказательством обратного.

Согласно Евангелию от Марка Мк.14:62, «первосвященник снова спросил Его: — Ты — Помазанник, Сын Благословенного? — Я, — ответил Иисус [и процитировал Дан.7:13]: — И вы увидите Сына человеческого сидящим по правую руку Всемогущего и идущим с облаками небесными». (63) Первосвященник, разодрав на себе одежды, сказал: — Зачем нам ещё свидетели? (64) Вы сами слышали кощунство! Каким будет ваше решение? И все признали Его виновным и приговорили к смерти". (перевод Рос. Библ. об-ва, 2000 г.) В других евангелиях Иисус отвечает фразой: «ты говоришь» (Мф.26:63,64). Несмотря на то, что в наше время формулировка «ты сказал» или «ты говоришь» звучит уклончиво, современники Христа воспринимали ее по-другому. «Ты говоришь» было традиционным ответом образованного еврея на вопрос, подразумевавший серьёзный или печальный ответ. Вежливость запрещала употреблять прямое «да» и «нет»[1]. Последующая реакция первосвященника подтверждает, что он понял слова Иисуса совершенно недвусмысленно.

После неудачных попыток Первосвященника обвинить Иисуса в каком-либо внешнем нарушении иудейского закона (см. Ветхий Завет), Иисус был предан им римскому властителю, прокуратору Понтию Пилату, который не найдя в нём вины склонялся к тому, чтобы отпустить его. Но по настоятельному требованию собравшейся посмотреть на казнь иудейской толпы, направляемой старейшинами, Иисус Христос был казнён через распятие на кресте (по исламским верованиям Иисус был вознесён на небо заживо) за попытку выдать себя за Бога. Некоторые иудеи считали его одержимым Веельзевулом (Мк.3:22). Новый Завет описывает, что Иисус воскрес из мёртвых и вознесся на небеса, а в конце времён вновь придёт на землю судить живых и мёртвых и его царствию не будет конца (Символ веры).

Иисус действительно не нарушал иудейский закон и не призывал его нарушать, поскольку сам был (по происхождению) иудеем, родился в иудейской семье, был обрезан (Лк.2:21), подчинялся Закону Моисея (Гал.4:4) и в проповедях говорил: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится всё. Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречётся в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном.» (Мф.5:17—19).

Распятие
«Распятие Христово». Икона новгородской школыСогласно Новому Завету, Понтий Пилат приговорил к распятию Иисуса Христа, в смерти которого был заинтересован синедрион во главе с первосвященником Каиафой. По евангельскому рассказу, Пилат при этом «взял воды и умыл руки перед народом», использовав, таким образом, старинный иудейский обычай, символизировавший невиновность в пролитии крови (отсюда выражение «умыть руки»). За свою проповедническую деятельность Иисус был арестован, судим и распят на кресте в пятницу.

Согласно христианскому вероучению, Христос взял на себя грехи всех людей и пострадал за них на кресте и претерпел невыносимую богооставленность. А после мучительной смерти, человеческая душа Спасителя, отделившаяся от его погребённого тела, спустилась в глубины ада, откуда были выведены все ветхозаветные праведники, в том числе и души прародителей Адама и Евы. И теперь все люди получили возможность через причащение тела и крови Христовых соединяться непосредственно с самим Богом, благодаря чему возрастать в вечной любви к своему Творцу.

Воскресение
Воскресение Христово. Створка Тржебоньского алтаряМомент обнаружения опустевшего гроба Христова в разных Евангелиях описан с различиями. Согласно Иоанну (Ин.20:1—15): Мария Магдалина одна (по другим версиям жен-мироносиц было больше) пришла после субботы к гробу Христа и увидела, что он пуст. Ей были видения двух ангелов и Иисуса, которого она не сразу узнала. Вечером Христос явился своим ученикам (среди которых не было Фомы Близнеца). Фома, пришедши, не поверил в рассказы о его воскресении, пока не увидел собственными глазами раны от гвоздей и пробитые копьём рёбра Христа.

Воскресная стихира Октоиха указывает, что момент воскресения Иисуса (так же, как и момент его рождения) не видели не только люди, но даже ангелы. Этим подчёркивается непостижимость тайны Христа.

Вознесение
Деяния Апостолов 1:2-11. Иисус собрал апостолов в Иерусалиме и сказал им не расходиться, но ожидать крещения Святым Духом. «Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло его из вида их». Вознесение, произошедшее на Елеонской горе, сопровождали два «мужа в белой одежде», которые объявили о втором пришествии «таким же образом».

Второе пришествие
Иисус неоднократно говорил о Своем втором пришествии на землю (Мат., 16, 27; 24, 27; 25, 31. Mapк., 8, 38. Лук., 12, 40), о нём ясно учат и апостолы (1 Иоан., 2, 28; 1 Кор., 4, 5; 1 Фес., 5, 2-6) и потому оно было общим убеждением Церкви во все времена.