Пропустить навигацию.

Пресвятая Дева Мария

«Владимирская икона Божией Матери» — наиболее почитаемое изображение Богоматери на Руси. Византия. XII в.
Богородица (Богоматерь), Дева Мария — в христианской и исламской традиции — мать Иисуса Христа, одна из самых почитаемых фигур, в особенности в католицизме и православии. Личность Богородицы полулегендарна. Датой её рождения иногда называют 20 год до н. э., а её смерть церквоное предание относит к 48 году н.э.

Библейские фрагменты, посвящённые Богородице, делятся на прямые упоминания (в Евангелиях, Деяниях апостолов и Посланиях), а также ветхозаветные пророчества о Деве, которой надлежит стать матерью Христа и библейские прообразы, символически говорящие о спасительной миссии Богородицы.

Сведения о жизни Богородицы, содержащиеся в Новом Завете, не являются достаточно подробными. В нём присутствуют лишь несколько эпизодов, связанных с именем и личностью Пресвятой Девы.
Мф. 1:16, 18-25; 2:11, 13-15, 19-23; 12:46-50; 13:55;
Мк. 3:31-35;
Лк. 1:26-56; 2:4-7, 16-52; 8:19-21;
Ин. 2:1-12; 19:25-27;
Деяния апостолов 1:14.

Более подробно пишут о Марии Матфей и Лука, однако в годы общественного служения Христа редко упоминается об участии Богородицы в общественных событиях, как это было, в частности, в Кане Галилейской. Три автора синоптических евангелий приводят рассказ о приходе Марии вместе с братьями Христа к дому, где Он был с учениками и некоторыми людьми. Иоанн пишет, что Богородица была свидетельницей распятия Христа.

Из библейского рассказа ничего неизвестно ни об обстоятельствах Её Рождества, ни о Введении во храм, ни о Её жизни после Пятидесятницы. Такие подробности жизни Богородицы известны из Церковного Предания: древних сказаний, церковно-исторических сочинений, гомилетических памятников, гимнографического богослужебного наследия. Первоначальными источниками внебиблейских сведений о жизни Богородицы явились раннехристианские апокрифы:

«История Иакова о рождении Марии» («Протоевангелие Иакова») вторая половина — конец II в., Египет,
«Евангелие детства» (иначе — «Евангелие от Фомы»; II в.),
«Книга Иосифа Плотника» (ок. 400 г., Египет)
«Святого Иоанна Богослова сказание о успении Святой Богородицы» (IV—V вв.)

Рождество Богоматери
«Рождение Девы Марии». Мастер жития Марии, Старая Пинакотека, ок.1460По апокрифическому «Евангелию Иакова» родителями Марии был Иоаким и Анна. Эта версия была поддержана позднее Иоанном Дамаскиным, Григорием Нисским, Германом Константинопольским, Псевдо-Эпифанием, Псевдо-Иларием и святым Фульбертом из Шартре. Иоанн Дамаскин поддерживал утверждение святого Софрония, что Мария родилась в Иерусалиме, по другой версии — в Сефорисе близ Вифлеема.

Согласно священному преданию, у немолодой пары не было детей, за что Иоаким был изгнан из храма и ушёл в горы к пастухам. Там ему явился архангел (Благовестие Иоахиму) и предрёк рождение Марии. После встречи праведные Иоаким и Анна дали обет, что если Господь даст им дитя, то они посвятят его Богу, и, как было тогда в обычае, отдадут его в храм для служения до совершеннолетия. И действительно через год, 8 сентября, родилась у них дочь.

Введение во храм
«Введение Марии во храм», Тициан, Галерея Академии, Венеция, 1534-38Предание говорит о воспитании Марии в обстановке особой ритуальной чистоты и о «введении во храм», когда Марии было 3 года. Апокрифическая традиция сообщает, что Мария обучалась вместе с другими еврейскими детьми, но имела различные видения ангелов. В связи с этим к 12 годам Мария дала обет вечного девства.

Обручение с Иосифом
Однако по достижении совершеннолетия она не могла остаться при храме, и для неё традиционным обрядом был избран супруг, охраняющий её и уважавший её обет — выбранный из колена Давида престарелый Иосиф Обручник. По другой версии это произошло, когда ей было 14 лет, по инициативе первосвященника. Причём Иосиф был избран из числа прочих женихов, так как его посох чудесным образом расцвёл.

Благовещение
В доме Иосифа Мария работала над пурпурной пряжей для храмовой занавесы (символ предстоящего «прядения» младенческого тела Иисуса из «пурпура» материнской крови в утробе Марии). По другой версии, Дева Мария в то время читала священную книгу пророка Исаии и, дойдя до слов «Се дева приимет во чреве и родит Сына…», воскликнула, как была бы она счастлива, если бы она сподобилась увидеть эту Божию избранницу и быть хотя бы служанкой у неё. Тогда и произошло Благовещение — посланный с небес Богом архангел Гавриил сообщил Марии о грядущем рождении от неё Спасителя. По Евангелию от Луки (1:26) Мария в это время жила в Назарете. Это первое упоминание о Марии в Евангелиях. По учению Православной церкви, Сын Божий воплотился сразу после согласия «Богоотроковицы», при этом Он принял не первозданное человеческое тело (как у Адама, к чему склоняется Католическая церковь), а уже повреждённое грехом (слабое) человеческое естество, которое Ему предстояло исцелить и возвысить на бесконечную высоту своими крестными страданиями, смертью и воскресением.

Встреча Марии и Елизаветы
Иосиф обручник, увидев, что Дева Мария ожидает ребёнка, хотел её отпустить без огласки. Но явившийся Иосифу архангел Гавриил успокоил его, сказав: «не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; родит же Сына, и наречёшь Ему имя Иисус, ибо Он спасёт людей Своих от грехов их». После этого, как повестует евангелист, «Иосиф принял жену свою, и не знал Её».

Ожидая чуда девственного материнства, Мария направилась в дом Захарии и Елизаветы, своей родственницы, при встрече с которой произнесла красивейший гимн «Величит душа моя Господа…».

Рождество Христово
По требованию римской администрации при переписи населения Мария и Иосиф, как представители рода Давидова, отправились в давидов город Вифлеем, где и родился Иисус — в яслях, так как все гостиницы были заняты и путешественникам пришлось остановиться в стойлах. Там их нашли волхвы (см. Поклонение волхвов) и пастухи (см. Поклонение пастухов). На 8-й день ребёнок был обрезан (см. Сретение Господне). Симеон Богоприимец предрёк, в частности, Богородице страдания («и тебе самой оружие пройдёт душу»), откуда появился иконографический символ сердца Богородицы, поражённого одним или семью мечами — «Умягчение злых сердец». Спасаясь от избиения младенцев, устроенного Иродом, Святое Семейство покинуло Израиль (см. Бегство в Египет).

Дальнейшая жизнь
«Оплакивание Христа», Пьетро Лоренцетти, фреска в церкви Сан-Франческо в АссизиЗатем Мария упоминается при описании случая, когда в возрасте 12-ти лет Иисус при поездке в Иерусалим отправился в Иерусалимский храм и общался со священниками.

При описании евангелистами событий жизни Иисуса Христа дева Мария упоминается как присутствовавшая на браке в Кане Галилейской. Некоторое время она была вместе с сыном в Капернауме. На Голгофе Богородица стояла возле креста. Умирающий Христос поручил свою мать апостолу Иоанну. Больше упоминаний в Новом Завете о Марии нет. В Деяниях святых апостолов не указывается, была ли Дева Мария даже в день Пятидесятницы среди апостолов, когда на них сошёл Святой Дух в виде огненных языков. Православные теологи отвечают отрицательно, считая, что Святой Дух всесовершенно и неотступно уже пребывал на Деве Марии со дня её Благовещения = «Дух Святый найдёт на тебя и сила Вышнего осенит тебя».

Успение Богородицы
«Успение Богоматери», Феофан ГрекСчитается, что она умерла в Эфесе спустя 12 лет после вознесения Христа. Согласно Святому Преданию, Мария покинула этот мир в 48 году. Традиция считает, что к смертному одру Богоматери со всех концов света успели съехаться апостолы, за исключением апостола Фомы, который прибыл на три дня позже и не застал Богородицу в живых. По его просьбе её гробница была открыта, но там были только благоухающие пелены. Христиане верят, что за смертью Марии последовали её Вознесение (по православной традиции на третьий день), а за её душой в момент смерти явился сам Иисус Христос с сонмом небесных сил. Католики считают что после вознесения Девы Марии совершилась её коронация.

Почитание
Православное почитание Богородицы берёт своё начало от её византийского культа, сосредоточием которого был Константинополь. Одна из мозаик храма Святой Софии изображает Богородицу на престоле, а у ног её — кесари Константин и Феодосий Великие. Первый жертвует Богородице Константинополь, а второй — его главную святыню, храм Святой Софии. Этот момент был выражен в празднике 11 мая, где звучал тропарь: «Град Богородицы предаёт и посвящает своё начало Божией Матери, от Которой он берёт силу свою и долговечие, Которой хранится и укрепляется, и взывает к Ней: „Радуйся, надежда всех концов земли“». Археологические раскопки выявили 200 церквей, посвящённых Богоматери, главные из которых названы в честь Богородицы Кириотиссы и Богородицы Одигитрии, есть также храм во Влахерне, храм Халкопратия и храм «Зоодохос Пиги» («Живоносный источник»).

Иконографический тип Оранта. Икона Великая Панагия. Ярославль. Около 1218 г.
Из 12 двунадесятых праздников («Додекаортон») 5 было посвящено почитанию Богородицы:

*Рождество Пресвятой Богородицы 21 сентября,
*Введение во храм Пресвятой Богородицы — «Изодос», 4 декабря,
*Сретение Господне — «Ипапанти», 15 февраля,
*Благовещение Пресвятой Богородицы — «Евангелизмос», 7 апреля и
*Успение Богородицы — «Кимезис», 28 августа.

Остальные включали:

*Зачатие Богородицы 9 декабря,
*Собор Пресвятой Богородицы — «Синакси», 26 декабря,
*Перенесение риз Божией Матери в собор во Влахерне 2 июля и
*Перенесение пояса Божией Матери в Халкопратию 31 августа.

Среди преходящих праздников Богородице было посвящено два:

*Акафистная Суббота (Похвала Богородицы) в память о чудесной защите Константинополя от авар и персов в 621 г.
*праздник Владычицы нашей Живоносного Источника (пятница после Пасхи), в память об освящении собора, в котором Богородица по преданию совершила ряд чудес.

Литургия
В евхаристической литургии марианский культ сфокусирован в проскомидии.Важнейшие тексты о Богородице находились в анафоре. При торжественном каждении пелось «Величание Богородицы» («Мегалинарион»). В литургии святого Иоанна Златоуста эта песнь называлась «Аксион эстин» («Достойно есть»), а у святого Василия — «Эпи си хари» («О Тебе радуется»). Ежедневно на вечерне стали читаться два «богородичных» тропаря («Под Твою милость» и «Богородице Дево»).

Хотя византийская Церковь не отмечала день Скорбящей Божьей Матери, в Страстную пятницу на малом повечерии отправлялось песнопение, составленное в X веке Симеоном Логофетом, называвшееся «крестобогородичным» («ставротеотокион») или «Плач Пресвятой Богородицы».

В византийском апокрифе «Хождение Богородицы по мукам», получившем распространение на Руси, Богородица испрашивает для осуждённых грешников в аду некоторое облегчение их участи. Пресвятой Богородице посвящено множество акафистов, гимнов (Радуйся, Невесто Неневестная!), а также не используемые за общественным богослужением кантики и колядки.

Явления
С первых веков христианства по настоящее время происходят многочисленные явления Девы Марии, которым посвящено множество книг, почитаемых икон, монастырей, памятных знаков. В Православной церкви в память о некоторых явлениях устраиваются крестные ходы с выносом икон, распространяется литература о явлениях Богородицы, составляются особые молитвы.

Явления и откровения Богородицы были подвижникам и простым людям - как явные, так и во сне. К наиболее известным в Православной церкви относятся:

1 октября 910 года – в Влахернском храме в Константинополе Андрею юродивому. В честь данного явления установлен праздник Покров Пресвятой Богородицы.
1155 год – явление благоверному великому князю Андрею Боголюбскому. В честь явления написана Боголюбская икона Божией Матери
1385 год – явление преподобному Сергию Радонежскому. В память явления установлен праздник и написана икона.
25 ноября 1825 года – явление преподобному Серафиму Саровскому.