Пропустить навигацию.

История Храма Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова

«Слобода Сухачевка, Сохачевка, у самого Днепра, на правой стороне по течению его, на возвышенной равнине, многолюдная, при одноштатном церковном причте, находится Екатеринославскаго уезда в 1-м благочиническом округе.

После лихолетья, после тяжкаго агарянскаго нападения (1768 и 1769)г.г. на Новороссийский край, местность нынешней слободы Сухачевки, в начале 1770 года, занял престарелый казак-запорожец Сохач. Основавши здесь себе обширнейший зимовник и устроивши в нем несколько землянок и мазанок, Сохач пригласил сюда к себе, на постоянное жительство, из-под Сорок и Кобеляк несколько симейств малороссийскаго народа, - своих родных и знакомых. По разрушенной и уничтоженной последней Сечи запорожской, на зимовник Сохача явилось множество новых пришлецов насельников, - престарелых запорожцев, с их родными и знакомыми. В 1782 г., при составлении общей народной переписи, в государственной казенной деревне Сухачевке найдено и в списки внесено постоянных жителей мужчин 100 и женщин 57 душ.

По учреждении и образовании, в слободе Половице, губернскаго города нынешняго Екатеринослава и по переводе сюда всех присутственных мест и казенных заведений из Екатеринослава 1-го и из Новаго Кайдака, местное начальство вынужденным нашлось бывших поселян слободы Половицы разместить по околичным селениям. В следствие сего, по распоряжению Екатеринославской Управы благочиния, несколько семейств из бывших в Половице поселян переведено, между прочим, и в деревню Сухачевку, при чем туда же предназначена и отдана была из Екатеринослава, бывшая в Половице, старая и упраздненная деревянная церковь Казанская Божией Матери с землянкою. В конце 1793 года и в начале 1794 года, жители государственной, казенной слободы Сухачевки, согласно общему желанию слобожан и приговору сельской Сборной Избы, решились хлопотать о построении в слободе деревянной церкви во имя святаго Иоанна Богослова и об открытии у себя своего собственнаго самостоятельнаго прихода. Для этого избранные и уполномоченные от общества, сделав в слободе подворный денежный сбор, заготовили потребное количество строевого материала, отмежевали из своей общественной дачи 120 десятин земли для причта будущей самостоятельной церкви и формальною бумагою просили правителя Екатеринославского намесничества В. В. Каховскаго, исходотайствовать им у преосвященнаго Гавриила Екатеринославскаго разрешение и благословение устроить означенную церковь. По поводу сей просьбы, В. В. Каховский, в промемории от апреля 1794 года, писал к преосвященному Гавриилу: «Екатеринославскаго уезда казеннаго селения Сухачевки общество поселян, желая сооружить в селении Сухачевке церковь, во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова и изготовив к тому как нужные лесные материалы, так и принадлежащую церковную утварь, просит моего ходатайства в испрошении от духовной власти позволения на произведение в действо таковаго благаго их намерения. В том селении Сухачевке состоит дворов сто, в них мужчин 265 и женщин 230 душ, - всего обоего пола 495 душ. Я имея честь препроводить у сего план отмежеванной земле под церковь и для довольствия священноцерковнослужителей, всепокорнейшее прошу вашего преосвященства на сооружение оной церкви в означенном казенном селении Сухачевке во имя святаго апостола и евангелиста Иоанна Богослова преподать ваше архипастырьское благословение и меня удостоить благосклонным о том соответствием вашим».

По разсмотрении всех обстоятельств сего дела и представленных к нему справок, преосвященный Гавриил, метрополит Екатеринославский, резолюциею от 17 апреля 1794 года разрешил и благословил в казенном селении Сухачевке устроить деревянную церковь во имя святаго апостола и евангелиста Иоанна Богослова. 26 апреля 1794 года, из Екатеринославской Консистории отправлен в Екатеринославское духовное Правление указ об этом; а 18 июня 1794 года, Екатеринославский уездный протоиерей Иоанн Станиславский соборне, по надлежащему церковному чиноположению, в казенной слободе Сухачевке освятил место под церковь, положил закладку на сооружение оной и месте работ водрузил крест.

Екатеринославскаго намесничества уезда казеннаго селения Сухачевки поселяне
просили Епархиальное Начальство диакона Новокайдакской Николаевской церкви Евстафия Сербинова произвести во священника в слободу их Сухачевку к строющейся Иоанно-Богословской церкви; в прошении по сему делу от 1-го июля 1794 года, они писали: «До переведения бывших в казенном селении Половице в селение Сухачевку поселян, состояли мы приходом к Новокайдакской Николаевской церкви, а по переходе оных и по обзаведении хозяйством, церковь Иоанна Богослова уже по повелению вашего высокопреосвященства от 17-го апреля 1794 года, учиненному на сообщение правителя Екатеринославскаго Наместничества В. В. Каховскаго, минувшаго июня 18-го дня, заложена и собственными нашими коштами и старанием, с помощью и посторонних, с успехом строится, для строения которой леса пиленнаго преизобильно имеется, под церковную землю имеем, на которую и план к вашему высокопреосвященству уже представлен, в священника ж избрали себе Новокайдакской Николаевской церкви диакона Евстафия Сербинова. В сем нашем селении ныне состоит дворов 91, в них мужчин 307, а женщин 276 душ; и в разсуждении того нашего количества дворов и душ в священнике имеем крайнюю нужность. О избранном же нами диаконе Сербинове свидетельствуем, что он состояния добраго, не пияница, не бийца, не клеветник, не сварлив, трудолюбив, в домостроительстве своем исправен, в худых делах не примечателен и ни в каких привадах не обличен. Того ради вашого высокопреосвященства все единогласнонижайше просим к той строющейся нашей Иоановской церкви избраннаго нами диакона Сербинова во священника произвесть». На основании просьбы диакон Сербинов 1-го августа 1794 года рукоположен во священника в слободу Сухачевку к Иоанно-Богословской церкви.

Репортом от 13-го июля 1795 года, Екатеринославское духовное Правление представляло преосвященному Гавриилу: «Сего июля 5-го дня Екатеринославскаго наместничества и уезда, казенного селения Сухачевки Иоанновской церкви священник Сербинов и ктиторы по данным в сие Правление прошением прописали, наченшаяся де в оном селении, по резолюции вашего високопреосвященства, вышеписанная церковь совсем уже окончена, и как иконостас, так равно и церковные сосуды и книги, облачения и тому подобное в готовности имеется, и во освящении препятствия никакого быть не может, - и просили о испрошении во оную освященнаго антиминса учинить к вашему высокопреосвященству от сего Правления представление. Как же и по свидетельству сего Правления оказалось, что оная церковь совсем ко освящению готова и как сосудами, так равно и облачениями церковными снабдена: для того вашему високопреосвященству Екатеринославское духовное Правление представляя просить как о освящении оной, так равно и о выдаче освященного антиминса, кому следует, учинить ваше архипастырское повеление»

На основании сего репорта преосвященный Гавриил резолюциею от 17-го июля 1795 года разрешил и благословил освятить в слободе Сухачевке Иоанно-Богословскую церковь и дозволил выдать для этого освященный антиминс. 19-го июля 1795 года, из Екатеринославской Консистории отправлен в Екатеринославское духовное Правление указ об этом; а 23-го сентября того же 1795 года Екатеринославский протоиерей Иоанн Станиславский соборне, по надлежащему церковному чиноположению, в слободе Сухачевке освятил новоустроенную Иоанно-Богословскую церковь и открыл в ней богослужение и священодействие.

17-го января 1797 года, слободы Сухачевки казенные поселяне – староста Степан Русаневич, ктитор Петр Джим, ключник Максим Рыбалка и др., в прошении писали преосвященному Гавриилу: «Жительство имели мы, до устроения города Екатеринослава, в казенном селении Половицы лет с сорок, и не имевши у себя церкви, с общаго нашего согласия, по благословению бывшаго в Екатеринославской епархии преосвященного Никифора, выстроили собственными коштами и трудами молитвенный дом и резной иконостас, не малой нам суммы стоющие; но при устроении в сем селении Половице города Екатеринослава и за переселением нас в казенное селение Сухачевку, тот наш молитвенный дом и иконостас остался в Екатеринославе, который резолюциею вашего высокопреосвященства последовавшею по прошению Екатеринославскаго духовнаго Правления, велено разобрать, и из онаго лес сложить в удобном месте; а то место, где был престол, оградить; но и поныне оной стоит не разобранный, а иконостас со онаго выбран и поставлен в перевезенной из города Новомосковска и поставленной с сем же городе Екатеринославе казанской Богоматери церкви; как же мы, по переселении, жительствуя в Сухачевке, имея ревность и попечение к церкви Божией, по благоволению вашего высокопреосвященства выстроили собственным же нашим капиталом другую новую во именование Иоанна Богослова, и иконостас маленькой поставлен, но резного иконостаса, по пропорции церкви, не имеем; ныне же имеем намерение выстроить и колокольню, на которую и леса часть имеется, но доставать онаго к совершению оной не будет; для того вашего высокопреосвященства нижайше просим: остающиеся в городе Екатеринославе в праздности собственно выстроенный нами молитвенный дом и перенесенный из онаго иконостас забрать, и на постройку колокольни употребить, а иконостас, яко собственно нами зделанный, повелеть из церкви Казанской, уже в ветхости сущей, перенесть, и поставить в сей же нашей вновь выстроенной Иоановской церкви, поелику вместо той Казанской церкви, перевезенная из Сокольскаго монастыря построена вновь с иконостасом, и в сем нашем иконостасе ни какой нужды не настоит; о чем не оставит нас нижайших вашим архипастырским повелением». После долговременной переписки иконностас, дерево стараго молитвеннаго дома, чаша и ризы переданы в Сухачевскую церковь.»

Информация предоставлена краеведческим отделом исторического музея
г. Днепропетровска

Феодосий Макаревский
«Материалы для историко-статистического описания Екатеринославской епархии. Церкви и приходы XVIII столетия», Издательство: Екатеринослав Печатано в типографии Чаусского 1880г.

***
23 сентября 1795 года новоустроенный храм был торжественно освящен Екатеринославским протоиереем Иоанном Станиславским, который и открыл в нем богослужения и священнодействия. Со временем был построен каменный храм, который был средоточием жизни сухачевских слобожан. Почти 150 лет в нем возносились молитвы ко Всевышнему.

По словам старожилов, богослужения в храме продолжались до конца 20-х годов ХХ столетия. Потом храм был разрушен, настоятель иерей Григорий был зверски убит, а прихожане общины на руинах храма расстреляны. На месте храма были построены школа и клуб.